Каждый конец — это начало чего-то другого. В конце восьмидесятых завершилась эпоха классического европейского кино. Мэтры выходили на пенсию, менялись технологии, актеры, желающие работать. В 90-х европейское кино родилось заново, другим и разным, но это этого не менее великолепным.
Не все из великолепных фильмов того времени смогли попасть в этот ограниченный список, и мы заранее приносим извинения, тем кто их очень любит.
Это фильм-драйв, фильм про водоворот жизни главной героини. Он держит в напряжении и удивляет своими сюжетными ходами. В нем нет «красивости», но есть интересная история — именно то, за что мы так любим кино.
Девушка со спичечной фабрики / Tulitikkutehtaan tyttö 1990
Кадр: Esselte Video
Некрасивая Ирис работает на унылом конвейере, заработную плату отдает матери и отчиму, а в свободное время ходит на танцы, где её никто не замечает и не приглашает. Однажды, в день зарплаты, она покупает красивое платье, знакомится с мужчиной и проводит с ним ночь. В голливудском кино этим мужчиной оказался бы Ричард Гир, он был бы миллионер, они бы поженились и народили кучу кудрявых и розовощеких младенцев. Но это не тот случай.
Очаровательная проказница / La belle noiseuse 1991
Кадр: Canal+ [fr]
Картина о стареющем художнике, который встретил музу, длится четыре часа. Но это очень увлекательные, интересные и изысканные четыре часа. И жюри в Каннах не уснуло, присудило свой Гран-при. В целом, для случайного зрителя это не простая картина, но если вы хотите чего-то посложнее, то рекомендуем.
Европа / Europa 1991
Кадр: Miramax
Ларс фон Триер, 1945 год, молодой немец решил, что война закончилась, и приехал в Германию, чтобы жить, работать, строить новый мир. Чтобы жизнь пошла как по рельсам, он устроился в железнодорожную компанию. Но мы же помним, что это не Голливуд, а вовсе Триер?
Европа, Европа / Europa Europa 1990
Кадр: Orion Classics
Соломону сильно «не повезло» родиться евреем в предвоенное время. Он был комсомольцем в СССР и сыном полка в немецкой части. Но только после войны он смог стать самим собой. Мы привыкли к другим фильмам про евреев во время второй мировой, в духе «Списка Шиндлера» или «Пианиста». А в этом есть ирония и юмор.
Три цвета: Синий ( Белый. Красный ) / Trois couleurs: Bleu (Bialy, Rouge) 1993−1995
Трилогия, где у каждого фильма свой цвет и своя часть девиза Фрацузской республики — «свобода, равенство и братство». Это один из наиболее высоко оцененных критиками и зрителями польских фильмов, классика мирового кино.
Это балканский фильм, но его снял не Кустурица. За колоритной фигурой известного режиссера трудно разглядеть других, но они есть, и они снимают прекрасное кино. В этой ленте нам рассказывают историю о том, как меняется жизнь людей не только во время войны, но и после нее. Долгожданный мир никогда не возвращает старой доброй жизни, а приносит новую реальность, жить в которой непросто.
Кадр: Sony / Columbia
Совсем немного европейских картин удостаиваются такого внимания, такой любви и культового статуса в кино. Этот фильм открыл нам Натали Портман, и уже только за это может быть достоин упоминания в любых списках!
История дружбы чилийского поэта Пабло Неруды и почтальона Марио Рупполо шла в американских кинотеатрах два года. Даже после выхода фильма на видеокассетах и кабельном телевидении он стабильно «делал кассу». Это грустная, но удивительно красивая лента, о дружбе и любви, о том, что стихи принадлежат тому, кто более всего в них нуждается.
Вы видели кадры из этого фильма, даже если не смотрели его. Обаятельный и харизматичный Венсан Кассель, делающий вид, что целится из пистолета, или целящийся из пистолета — образ, который будет с нами всегда. А фильм — о ненависти, о том, что ничто не порождает столько её, сколько порождает ненависть.
Немолодой музыкант, жизнь которого крутится только вокруг него, вступает в фиктивный брак с русской женщиной. А она возьми, да и сбеги. Лука остается с её пятилетним сыном. И он не говорит на русском, а Коля не знает ни слова на чешском. Но это круто поменяет их жизнь.
У этой картины есть ремейк, который известен нам гораздо больше оригинала — «Ванильное небо». И, конечно же, мир раскололся на два лагеря — тех, кто считает, что ремейк лучше оригинала, и тех, кто считает, что лучше оригинал. Стоит посмотреть обе эти картины. Как минимум для того, чтобы сделать свой выбор.
Хорошая работа / Beau travail 1999
Кадр: La Sept-Arte
Пронзительная мужская драма, снятая женщиной. Без пафоса и очень красиво. Клер Дени выросла в Африке, и Африка — одна из героинь этого фильма. Понятия «чести», «мужской дружбы» и обычных взаимоотношений обычных людей раскрываются на очень интересном фоне Иностранного легиона.
Деликатесы / Delicatessen 1991
Кадр: Miramax
Чернейшая комедия снята двумя режиссерами и двунаправлена: с одной стороны это индустриальный гранж, с другой — сказка, наполненная мини-сюжетами, красиво снятая, с музыкой и сюрром. Позже автор последней линии снимет «Амели», а этой лентой он, возможно, её репетировал.
Конец долгого дня / The Long Day Closes 1992
Кадр: British Film Institute (BFI)
Это фильм-зарисовка времени, картинки про детство. Вечер дня, когда ты садишься, отдыхаешь и вспоминаешь прожитый день. Только здесь «день» — метафора к жизни. Как старый фотоальбом, который будит воспоминания о дружбе, семье, чем-то теплом и добром.
Ирма Веп / Irma Vep 1996 Кадр: Zeitgeist
Мы не рекомендуем этот фильм к обязательному просмотру, но не можем обойти его вниманием. Потому что эта лента рассказывает про закулисье европейского кино и отдает дань классическому французскому кинематографу, метафора к его самоидентификации индивидуальности. Ну и кино про съемку кино — модная тема во все времена.
Андеграунд / Underground 1995
Кадр: Barrandov Studios
Конечно же, эта подборка не могла обойтись без Эмира Кустурицы, которого мы сегодня один раз уже упоминали, но всуе. И конечно же, одна из главных его лент не могла быть лентой не о войне. Балканы — «пороховая бочка Европы», что там только не начиналось, что только никак не угомонится.
Все о моей матери / Todo sobre mi madre 1999
Этот фильм снят на излете девяностых и предвещает нулевые. Он выделяется из этого списка визуально. История о женщине, с которой случилось страшное — потеря единственного ребенка. Убитая горем мать возвращается в свой родной город. К прошлому. И через эту встречу с прошлым Педро Альмодовар рассказывает нам её историю.
Впечатляющая притча о человеке, решившем правильно распорядиться своим последним днем на земле. Золотая пальмовая ветвь Канн.
Бессонница / Insomnia 1997
Кадр: Nordic Screen Production AS
Скандинавские детективы всегда хороши. А у этого есть ремейк с Аль Пачино, и его снял Кристфер Нолан. Норвежский оригинал снят мрачнее и жестче, максимально приближен к реальности и глубоко погружает нас в эту историю.
Сатанинское танго / Sátántangó 1994 Кадр: Magyar Televízió
Мастер венгерского авторского кино снял семичасовую черно-белую драму. Ферма, хотя скорее это колхоз, доживает последние дни. А несколько её обитателей решают не дожидаться конца, украсть деньги и свалить. Но планы идут прахом, потому что приходят слухи о возращении Иримиаша, уже полтора года считавшегося погибшим. Мы не в коей мере не говорим вам, что эта лента относится к списку must see, все же семь часов, к такому трудно принуждать, но и обойти вниманием эту удивительную ленту было нельзя.
На игле / Trainspotting 1995
Еще одна лента, заслужившая статус культовой. В 2016 году было объявлено о съемках её продолжения, и это прекрасная новость. Фильм начинается одним из лучших монологов мирового кинематографа. Он достоин быть высеченным в камне и того, чтобы вы услышали его сами, честное слово.