С наступлением сезона дождя и в связи с отсутствием работы в моей жизни начался период посвященный преимущественно телевидению, а точнее кинематографу. Я не поклонница голливудского кино, в магазинах чаще останавливаюсь перед полкой «Другое кино». Но вот только сейчас в связи с просмотром разнообразнейших кинолент задумалась о разнице между авторским кино и арт-хаусом. И есть ли между ними разница, или все же это синонимы?
Несмотря на то, что многие интернет ресурсы утверждают, что «арт-хаус» это просто закардонный вариант обозначения «авторского кино», я не соглашусь. Кстати, для справки, из 15 френдов, опрошенных вконтакте, 13 сказали, что это одно и тоже 1, что ему по барабану, и лишь один подтвердил мою точку зрения.(Выборка, конечно, небольшая, но что было под рукой, вернее в он-лайне).
Так вот, на мой взгляд, арт-хаус и авторское кино – понятия разные. Хотя и то, и то, что называется кино «не для всех», в основном некоммерческое. НО…и вот это самое главное…
Авторское кино – кино, несущее идею Автора (режиссера), идею актуальную, волнующую как самого автора, так и аудиторию. Главные синонимы – концептуальное и интеллектуальное кино. В таких лентах видна личность, узнается стиль и почерк. Оно может быть масштабным, а может быть малобюджетным. Неважно. Главное, в нем содержание. Европейский кинемотограф, как пример. В частности, Бергман или «Андеграунд» Кустурицы.
Арт-хаус же сродни андеграунду, модерну. Такие фильмы стремятся поразить воображение, удивить зрителя. Игра формой, т. е. способ передачи информации гораздо важнее самой информации. На лицо приоритет формы перед содержанием. Арт-хаусные фильмы, кстати, в основном низкобюджетные. Для примера, «Слон» Гас Ван Сента.
В то же время эти понятия не противопоставляются. Авторское кино вполне может быть арт-хаусным, так сказать два в одном. Так же как и арт-хаусный фильм может иметь определенную идею. Вот такая вот штука.
В общем, смотрите хорошее кино.