В последнее время что только не называют арт-хаусом — и низкобюджетное кино, и кино на грани фола, и любое кино, снятое студентами университета Карпенко-Карого, и просто откровенно странное кино. Действительно ли это понятие так обширно или оно все же имеет свои рамки? Все ли авторское кино можно называть арт-хаусом? Как отличить арт-хаус от откровенной безвкусицы? За ответами на эти вопросы Be in Trend! обратился к специалистам из киноиндустрии.
Справка из Википедии
Арт-ха́ус (англ. Art house. букв. «дом искусств»; также называемый «art cinema», «art movie» или «art film») — фильм, нацеленный не на массовую аудиторию. Эта категория фильмов часто включает в себя некоммерческие, самостоятельно сделанные фильмы, а также фильмы, снятые маленькими киностудиями. Кинокритики часто противопоставляют эту категорию т. н. «голливудским фильмам», указывая в виде отличий: социальный реализм, авторское видение режиссёра, фокус на мыслях и ощущениях персонажа, а не движение по сюжетным поворотам.
Александра Кравченко, пресс-атташе «Артхаус Трафик»:
Арт-хаус — из ряда тех понятий, о которых все знают, но никто сказать не может. Копаться в этимологии смысла нет, слово родом из американского сленга и однозначной родословной не имеет. В США артхаусом чаще всего называют любое не американское кино — и, в некоторых кругах, используют как эвфемизм для гей-порно. Артхаусом также называют любой кинопродукт не студийного, малобюджетного или независимого производства. Нередко это слово употребляют как ругательное, имея ввиду главным образом несмотрибельные кино-эксперименты, которые, вне зависимости от реального культурного качества, не интересны никому, кроме кинокритиков, синефилов и претенциозных снобов.
в наши дни артхаусом можно считать любое кино, не похожее на фильм «Мстители»
Мне больше всего нравится объяснение японского режиссера Такеши Китано, который сказал, что в наши дни артхаусом можно считать любое кино, не похожее на фильм «Мстители». Другими словами, есть кино, которое нравится и пионерам, и пенсионерам. Все остальное — это артхаус, так или иначе. Арт-хаус — это кино не для всех, но современный артхаусный кинематограф настолько разнообразен, что буквально каждый найдет для себя что-то по вкусу. Кто-то любит авангардное фестивальное кино; кто-то — невероятно модный американский подвид, инди-мувиз (от independent, независимый) — в этой нише уже есть свои суперзвезды и немалые бюджеты; есть и так называемый арт-мейнстрим: жанр, не заигрывающее с массовыми архетипами и коллективным бессознательным, но все же настроенное быть близким зрителю — поставками именно такого кино и занимается Артхаус Трафик.
Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: « Ускользающая красота» Бертолуччи, «Астенический синдром» Киры Муратовой, Фауст» Александра Сокурова.
Александра Ковалева, PR директор «Другое кино»
Понятие «арт-хаус» существовало в полном объеме лет 10-15 назад. Когда киноаудиторию усиленно кормили фильмами с Жан Клод Ван-Даммом, а «умное кино» появлялось только на фестивалях и до широкого проката почти не доживало. Сейчас эта грань между арт-хаусом и мейнстримом стирается. Боевики, рассчитанные на широкую аудиторию, становятся все умнее, иногда даже с претензией на философствование. А «узкопрофильное кино» от Ван Сента, Фон Триера, Бернардо Бертолуччи и других мастеров собирает полные залы. Мне кажется, это позитивная тенденция, — она указывает на подготвленность нынешнего зрителя, несравнимого уже со зрителем 20-летней давности.
Как это влияет на арт-хаус? Арт-хауса в том чистом виде, каким он был изначально, почти не осталось. Зато появилось направление арт-кино, «другого кино» — это картины без сумасшедших бюджетов, сравнимых с внешним долгом африканского государства, но картины умные, нонконформные, скажем, отвергающие в некотором роде нарративы глобальной киноиндустрии. Говоря проще, кино, как таковое, давно перестало быть исключительно искусством. Часть кинопроектов теперь является сугубо развлечением (чем кинематограф и был изначально) и в этом нет ничего плохого. А вторая часть — остается культурным явлением, но спрос на него возрос очень сильно. Поэтому важно помнить, что на самом деле «арт-хаус» — это не киножанр, это просто более интимное кино, которое может понять и полюбить очень узкая аудитория. Как только эта аудитория начинает расширяться, как только «другое кино» начинают ценить все больше и больше людей, артхаус перестает быть артхаусом.
Видите перед собой малобюджетный фильм, попробуйте применить к нему слово «искусство». Получается? Значит перед вами артхаус.
Является ли все малобюджетное кино арт-хаусом? Есть один дедовский метод. В слове артхаус есть слово «арт», то есть искусство. Видите перед собой малобюджетный фильм, попробуйте применить к нему слово «искусство». Получается? Значит перед вами артхаус. Не получается — значит просто B-movie. В Украине, например, все кино можно назвать малобюджетным. Артхаус ли это? Упаси боже, конечно нет.
Как отличить арт-хаус от другого кино? Я не вижу в этом смысла. Понятие «арт-хаус» это еще один ярлык, наклеиваемый на кино. Я понимаю, зачем используют слово «арт-хаус», но не нужно пытаться разделять им кино на хорошее и плохое. Тем более, что сейчас это слово набило жуткую оскомину всем и вся. Есть просто хорошее кино, а есть плохое. И все это сугубо субъективно.
Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: «Олдбой» Пак Чханука, «Резина» Квентина Дюпе, «Шапито-Шоу» Сергея Лобана.
Анастасия Верлинская, менеджер проектов FILM. UA
Лично мне «арт-хаус» проще называть авторским кино. Сегодня само слово «арт-хаус» — уже стереотип: маленькие бюджеты, неизвестные актеры, режиссеры и т. п. Но если разобраться, то это не совсем так. В арт-хаусе снимаются звезды первой величины, такие как Тильда Суинтон, Эван МакГрегор, Кевин Спейси, и т. д. Что же касается самого понятия, то любое авторское кино – это конкретное видение конкретного режиссера. Как правило, это драматическое кино, которое уделяет внимание в первую очередь проблемам главного героя, его переживаниям, образу жизни, и только когда зритель «понял» героя, вокруг него начинают происходить события, меняющие его жизнь.
и только когда зритель «понял» героя, вокруг него начинают происходить события, меняющие его жизнь
Собственно, влияние таких ситуаций, а самое главное поведение в них героя и есть отличительной чертой авторского кино. Остросоциальные и психологические проблемы – не то, ради чего среднестатистический зритель пойдет в кинотеатр или захочет посмотреть после напряженного рабочего дня дома — именно поэтому арт-хаус противопоставляется мейнстриму, «массовому» кино. И если у привычного голливудского кино есть определенная структура построения сюжета, то авторское кино — это еще и поиск новых форм выражения, которые чаще воспринимаются только настоящими киноманами.
Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: «Жить» Василия Сигарева, «Пьета» Ким Ки дука и «Темная Лошадка» Тодда Солондза
Дмитрий Авдеев, продюссер, TVBOY Production
На мой взгляд, последнее точное определение арт-хаусу дал Максим из шоу «+100500 «, коментируя видео про «синюю банку» — «Именно так должен выглядеть артхаус. Никакой там ни чувак спящий восемь часов, ни какие там проститутки — трубопроводчицы. Голубая банка и пердящая жопа. Вот оно четкое определение арт-хауса. Гениально!». Если серьезно, то это понятие стало очень размытым в последнее время, и на нем часто спекулируют, выдавая реальный мусор за арт-хаус, а артхаус за мусор.
Голубая банка и пердящая жопа.
Вот оно четкое определение арт-хауса. Гениально!
Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: «Олдбой» Пак Чханука, «Пальцы» Джеймса Тобэка и «Изображая жертву» Кирилла Серебрянникова