Статуэтки лучшим представителям зарубежного кино Академия начала вручать сразу после Второй мировой войны, но полноценной эта награда стала в 1957 году. И сразу досталась фильму с европейским паспортом. Первым победителем была драма «Дорога» Федерико Феллини. впоследствии ставшего самым титулованным «оскароносным» иностранным режиссёром.
Безусловно, в этом списке должны присутствовать работы и Бергмана. и Феллини, но они ценны и без американских статуэток — их видел любой зритель, претендующий на звание ценителя кино. А вот картина «Воскресенья в Виль де’Эвре» Сержа Бургиньона, обладатель Оскара-1963, такой славой похвастаться не может. Очень зря. С нее и начнем.
Воскресенья в Виль-д’Эвре Кадр: Fidès
Франция, 1962 / Реж. Серж Бургиньон / В ролях: Харди Крюгер. Николь Курсель, Патриция Гоцци и др.
История необычной дружбы военного лётчика-инвалида и маленькой девочки, брошенной родителями, — это больше, чем просто кино. Снятый по одноимённой книге Бернара Эксаширьё фильм — чёрно-белое полотно, полное холодных провинциальных пейзажей и трогательных красочных эмоций двух одиноких людей. Пьер после трагедии во время бомбёжки во Вьетнаме страдает от перманентной депрессии и частичной амнезии, Франсуаза ещё совсем ребёнок, но уже успела пережить двойное предательство — сначала её бросила мать, а теперь и отец, не желая воспитывать дочь в одиночку, оставляет девочку на попечение монахинь. Судьбе было угодно, чтобы эти две заблудшие души встретились поздним вечером на вокзале в Виль д’Эвре.
Кадр: Compagnia Cinematografica Champion
Оскар-1965 снова стал триумфальным для Италии. На этот раз заветная статуэтка досталась комедийной трилогии. Весь фильм представляет собой своеобразный пинг-понг двух легендарных артистов — Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, при чём каждый раз героиня Лорен кладёт своего соперника на обе лопатки. При просмотре обязательно появится ощущение, что именно так весело и эротично выглядело бы советское кино, если бы на территории СССР был секс.
Мужчина и женщина Кадр: Les Films 13
Идеальный фильм о любви, о котором невозможно говорить без слов восторга и умиления. Заслуга появления этого шедевра лежит целиком и полностью на Клоде Лелюше, который спродюсировал и срежиссировал фильм по собственному сценарию на самой заре карьеры. Картина «Мужчина и женщина» стала его визитной карточкой, и Лелюш, не в силах противостоять её волшебству, дважды возвращался к любимой истории. Сначала с прямым продолжением — «Мужчина и женщина: 20 лет спустя», и совсем недавно режиссёр снял стилистическое продолжение — » Женщина и мужчины «.
Дело гражданина вне всяких подозрений
Кадр: Vera Films S. p.a.
Италия, 1969 / Реж. Элио Петри / В ролях: Джан Мария Волонте, Флоринда Болкан, Джанни Сантуччо и др.
За этим громоздким названием скрывается очень изящная картина итальянского режиссёра Элио Петри, сумевшего наполнить типичный сюжет о преступлении высшего должностного лица едкой сатирой и кафкианской атмосферой. Собственно, именно цитата из Франца Кафки и стала рефреном для всего фильма: «Каким бы он ни казался, он — слуга Закона. Он причастен Закону и суду человеческому не подлежит».
Скромное обаяние буржуазии
Кадр: Dean Film
Спасибо Академии за это решение 1973 года. Картина Луиса Бунюэля особняком стоит среди оскаровских победителей. Там принято отмечать душещипательные драмы, искромётные комедии или пафосные масштабные эпические полотна, и Оскар для картины под авторством одного из главных художников сюрреализма от кино — это очень нестандартное решение для американских критиков. Которые, кстати, предпочли «Скромное обаяние буржуазии» нашему представителю — военной драме Станислава Ростоцкого » . А зори здесь тихие «.
История Германии двадцатого века богата самобичеванием. Породили нацизм и Гитлера — Нюрнбергский процесс и покаяние, устроили Холокост — масштабные репарации всем жертвам, их родственникам, родственникам родственников и покаяние, устроили режим социалистического концлагеря на территории бывшей ГДР по примеру советского — вскрытие архивов ШТАЗИ и покаяние. И фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Жизнь других». Пусть не все согласны с чересчур уж резкой трансформацией главного героя из ответственного безукоризненного офицера госбезопасности в лицо, сочувствующее диссидентам и спасающего одного из них, но актуальность картины, её жестокая правда и Ульрих Мюэ в роли капитана ШТАЗИ покорили зрителей по обе стороны океана.
Сюжет «Любви» выглядит крайне банальным, но, учитывая имя автора, известного своими сеансами шоковой терапии (это и «Видео Бенни», и «Скрытое», и «Пианистка»), можно ожидать, что Ханеке припас для зрителя парочку сюрпризов.