Верно, вы тоже замечали, что заядлые киноманы делятся на две категории. Тех, кто обожает Голливуд; и тех, кто предпочитает европейское кино. Да мы и теперь считаем европейские фильмы более глубокими и честными, в отличие от американских, для которых главное – красивая картинка.
Пресловутый «хэппи энд» тоже придумали голливудские классики — европейские мастера обычно заканчивают картины жизненным или открытым финалом. Во всяком случае, не заигрывают со зрителями, пытаясь напоследок угостить их сладкой конфеткой.
И согласитесь, доля истины в этих киностереотипах все же существует. Европейское кино в своем большинстве действительно требует от нас вдумчивого, серьезного просмотра. Это кино не столь утилитарно: оно ценно само по себе и совсем не обязано развлекать зрителя. Одно можно сказать совершенно точно: к этим лентам вы еще долго будете мысленно возвращаться. В этой эмоциональной памяти – пожалуй, самая суть европейских картин.
Европейское кино имеет свои «золотые» вехи. Классически подразделяется на немецкий экспрессионизм, итальянский неореализм, французскую новую волну, «Догму-95» и множество других киношкол. Часами можно рассуждать, к примеру, о шведском или датском кино. Но лучше – просто посмотрите фильмы Лукино Висконти, Райнера Вернера Фассбиндера, Фрасуа Трюффо, Луиса Бунюэля или Жан-Люка Годара или тех режиссеров, фильмы которых вы давно мечтали увидеть.