Рождение Мостры
Фестиваль в Венеции — старейший кинофорум в мире. Он появился в 1932 году, когда (вдумайтесь!) не существовало вообще ни одного международного фестиваля. Из значимых кинематографических событий на карте значилась лишь премия «Оскар». Американская кинонаграда появилась в 1929 году, на заре звукового кино, поэтому лишь на 3 года старше Венецианского кинофестиваля.
Своим рождением смотр обязан Биеннале современного искусства, регулярно проводимого в Венеции начиная с XIX века. Именно его президент и близкий друг дуче граф Джузеппе Вольпи де Мизурата выступил инициатором включения кино в комплекс других искусств, представленных на Венецианской Ривьере. То есть в отличие от Канн, где кино нашло свой город, здесь все произошло ровно наоборот.
Первый фестиваль не имел жюри и конкурса как такового. Тогда вообще еще никто не задумывался, что у кинофестиваля могут быть конкурс и жюри. Таким образом первый венецианский смотр, или просто Мостра, напоминал обычный для нас приморский фестиваль под открытым небом. Первым фильмом, показанным на фестивале, стал «Доктор Джекилл и мистер Хайд» Рубена Мамуляна. Это произошло 6 августа 1932 года. Всего смотр посетило более 25 тыс. зрителей, и по итогам их голосования были выбраны лауреаты: лучшим актером стал Фредрик Марч («Доктор Джекилл и мистер Хайд»), лучшей актрисой — Хелен Хейс («Грех Мадлон Клоде» ), лучшим режиссером был признан советский передовик Николай Экк («Путевка в жизнь» ), лучшим комедийным фильмом был признан «Свободу нам!» Рене Клера, лучшим драматическим — «Грех Мадлон Клоде» Эдгара Селвина. Фестиваль посетили крупнейшие звезды того времени: Грета Гарбо, Кларк Гейбл, Джеймс Кэгни, Лоретта Янг, Джоан Кроуфорд, Витторио Де Сика, Борис Карлофф и другие.
Появление конкурса и Кубка Муссолини
Второй фестиваль состоялся спустя два года, поскольку в 1933 году Биеннале не проводился. Опыт первого фестиваля подсказал, что гораздо интереснее не просто показывать ленты, а устраивать соревнование с награждением призеров. Так был изобретен конкурс фильмов. Главный приз назвали Кубок Муссолини. По задумке его должны были вручать лучшему итальянскому и лучшему иностранному фильму в программе. Правда, как такового жюри все еще не существовало — и выбор победителей лег на плечи руководства Биеннале, которое принимало решения после консультаций с критиками, простыми зрителями и представителями Национального института кино. Первым обладателем официального приза стал документальный фильм Роберта Дж. Флаэрти «Человек с Аранских островов» .