Внимание, горящий тур по кино-Азии! Увлекательная поездка с «Пятницей» по самым темным, безумным, ярким и запоминающимся уголкам азиатского кинематографа.
Дамы и господа, занимайте места в салоне нашего воображаемого самолета. Коллектив самопровозглашенной авиакомпании «Пятница-Airlines» благодарит вас за доверие и приносит извинения за возможные непредвиденные эмоции, которые вы можете получить во время путешествия, а именно — страх, шок, восторг и далее по списку.
Прежде чем самолет поднимется в воздух, просим вас пристегнуть ремни и выслушать краткую теоретическую сводку нашего стюарда. Пожалуйста, тишина в салоне!
Итак, для начала разберемся с понятием «артхаус».
Art house, он же arthouse, также известный как «другое кино» — понятие, под которым обычно подразумевают пласт кинематографа «не для всех». Кино, изобилующее новаторскими приемами, нестандартными фишками, провокационными или крайне тяжелыми темами, оригинальными художественными возможностями.
Как правило, такое кино смотрят либо ярые киноманы, либо интеллектуалы, либо желающие выделиться на фоне любителей мейнстрима (растиражированных комедий, ужастиков, боевиков). Чаще всего артхаус сложно смотреть, еще труднее понимать и практически невозможно интерпретировать.
Артхаус экспериментален. В нем нет как таковых законов и рамок, за что его еще называют «авторским кино». Кино, где только автор может решать, что снимать и как. В качестве примера приведем культовых режиссеров, чей артхаус стал классикой кино даже среди массового зрителя, не говоря уж об искушенных киногурманах: Альфред Хичкок, Дэвид Линч, Ларс фон Триер, Жан-Люк Годар, Эмир Кустурица, Джим Джармуш и др.
А теперь обратимся к «азиатскому артхаусу».
Азия на данный момент является основным «поставщиком» артхауса в мире. Забавно — сами азиаты так не считают. То, что безумно и фантасмагорично для американца или чопорного англичанина, для корейца или японца — типичный сюжет.
Этому во многом способствует древняя и уникальная культура, которую тяжело постичь нахрапом западному человеку. Шибари, единоборства, манга, этикет, кухня, стиль — все это находится на грани (а то и за гранью) дозволенного в нашем обществе.
Азиатская волна надломила мир современного кино подчеркнутой жестокостью, откровенностью, пиршеством цвета и безысходностью тем. Такого сумасшедшего коктейля из боли, страха, секса, безумия, отчуждения и медитативности раньше просто не существовало. Отдельные всплески, вроде «Калигулы» Тинто Брасса, появлялись и снова исчезали, тогда, как Азия едва ли не каждым вторым фильмом шокировала мировую общественность. Без Азии немыслим ни один крупный фестиваль, ни одна полка киномана, ни один разговор о серьезном кино. Не так-то просто будет оттеснить эту волну обратно в море!
Место назначения: Япония
Ключевые слова: якудза, кровь, инцест, жестокость, эротизм, нежность, сюрреализм, хоррор, антиутопия, хардкор, тентакли.
Коммерческие ужасы, боевики и аниме Японии приводят в дикий восторг киноманов из Америки, Европы и России. Режиссеры страны восходящего солнца все чаще срывают бурные аплодисменты и многочисленные награды на кинофестивалях, порождая полноценный «японский бум».
Не стоит также забывать о двух эксплуатационных темах, которые превалируют в популярном японском трэш-направлении: фетиш и мутации. Фильмы первой категории всячески раскрывают темы безумных и рискованных взаимодействий хрупких японок с осьминогами, насекомыми, рыбами и рептилиями. Фильмы второй — раскрывают темы атомной войны и её последствий для человека с нездоровой дозой черного юмора.
Ключевые люди:
Такеши Китано — первобытная красота жестокости якудза принесла ему мировую славу, но, кроме того, Такеши снимал и великолепные фильмы о любви.
Киндзи Фукасаку — живой классик и человек, которого считает своим учителем сам Квентин Тарантино.
Шохей Имамура — удивительно тонко чувствующий мир режиссер, на счету которого две Золотые пальмовые ветви в Каннах и один из лучших эротических фильмов последнего столетия.
Сион Соно — эксцентрик, бунтарь и ведущий экспериментатор японского кино.
Нобору Игучи — культовый режиссер эксплотейшн-фильмов про девушек с бензопилами на бедрах и лезвиями на груди.
Ключевые фильмы для начинающих:
• «Сонатина», реж. Такеши Китано.
• «Куклы», реж. Такеши Китано.
• «Угорь», реж. Шохей Имамура.
• «Теплая вода под красным мостом», реж. Шохей Имамура.
• «Королевская битва», реж. Киндзи Фукасаку.
• «Странный цирк», реж. Сион Соно.
• «Отряд девушек-мутантов», реж. Нобору Игучи.
• «Надувная кукла», реж. Хирокадзу Корээда.
Место назначения: Южная Корея
Ключевые слова: гражданская война, честь, любовь на грани комедии, расстройства психики, месть, сюрреализм, убийства, пародии, насилие, вера в хороший конец для нас всех.
Если японский артхаус — это аперитив, то корейский — полноценное основное блюдо. По сути, именно на основе южнокорейских фильмов рядовой зритель познает кинематограф Азии.
Трилогия мести, садистские триллеры про любовь, рыболовные крючки и прочие непотребства, а также кое-какие комедии. И да, в настоящее время продвинутому молодому человеку или томной барышне желательно знать хотя бы пару-тройку корейских режиссеров, чтобы в нужный момент разговора ввернуть что-то вроде «Олдбой Спайка Ли никогда не дотянет до уровня Чхан Ук Пака».
Нелишним будет отметить, что некоторые персоны из Южной Кореи работают исключительно на западного зрителя, активно эксплуатирую ту самую азиатскую изюминку, к которой мы пока так и не привыкли — тандем любви, боли и фетишизма. Впрочем, на качество кино это едва ли влияет, так что удовольствие от просмотра гарантировано.
Ключевые люди:
Пак Чхан Ук — один из самых известных коммерческих режиссеров Кореи. Снимает сильно, ярко, дерзко; без остановки фонтанирует идеями одна другой безумнее.
Ли Чхан Дон — неторопливый и сдержанный мэтр. Играет на полутонах, предпочитает тяжелые психологические истории о внутренней борьбе и глубоком самоанализе.
Ли Чжун Ик — белая ворона среди коллег-экспериментаторов. Не выделяется эпатажем, зато мастерски снимает чуть старомодные фильмы на исторические темы, радуя зрителей визуальным богатством средневековой Азии.
Ким Чжи Ун — не умеет сидеть на месте (чит. — в рамках одного жанра). Пробовал себя в комедийном кино, снял хоррор и драму о спорте, а потом выдал на гора нашумевший триллер о серийном убийце.
Ким Ки Дук — самый популярный «западно-корейский» мастер артхаусного кино. На Родине отношение к нему весьма прохладное, зато мировой зритель давно отправил Кима на вершину кино-Олимпа.
Ключевые фильмы для начинающих:
• «Воин», реж. Ким Сон Су.
• «Дрянная девчонка», реж. Чжэ Ён Квак.
• «Оазис», реж. Ли Чхан Дон.
• «Олдбой». реж. Пак Чхан Ук.
• «Весна, лето, осень, зима. и снова весна», реж. Ким Ки Дук.
• «Я видел дьявола», реж. Ким Чжи Ун.
• «Король и шут», реж. Ли Чжун Ик.
• «Я киборг, но это нормально», реж. Пак Чхан Ук.
• «Остров», реж. Ким Ки Дук.
Место назначения: Гонконг
Ключевые слова: мегаполис, любовь к насиженному месту, пельмени, молодость, живые и мертвые, сигареты, белые воротнички, столкновения с Китаем.
Гонконг — единственный в мире город, где функционирует собственная (едва ли не именная) киномашина. И, несмотря на то, что административный округ Гонконг входит в состав Китайской народной республики, его кино вовсе не идентично китайскому. Все-таки, не зря жители «страны»-мегаполиса позиционируют себя как отдельное государство.
Фильмы Гонконга такие же разные, как и его горожане. Где-то хлесткие, где-то нежные, почти всегда гордые, а порой — безумные. Этакая смесь традиционного Китая и безудержной Кореи.
Ключевые люди:
Фрут Чань — китаец по происхождению и стопроцентный житель Гонконга в душе. Пугает, восхищает, иногда вызывает рвотные позывы, что, впрочем, не мешает ему в это же время подкидывать темы для размышлений.
Вонг Карвай — абсолютный чемпион гордого не-китайского кино. О существовании Карвая не знает, наверное, только ленивый — не так давно с большим успехом вышла его новая лента «Великий мастер».
Вай Кафай — выдумщик и хитрец, ловко жонглирующий в рамках одной картины глубокой драмой и оригинальным фарсом.
Ключевые фильмы для начинающих:
• «Чунцинский экспресс», реж. Вонг Карвай.
• «Любовное настроение», реж. Вонг Карвай.
• «Пельмени», реж. Фрут Чань.
• «Отражение радуги», реж. Алекс Ло.
• «Воскрешение», реж. Вай Кафай.
Место назначения: Китай
Ключевые слова: кунг-фу, честь, дух, бесстрашие, любовь, нежность, катастрофа, несбывшиеся мечты, труд.
Китайский кинематограф у большинства русскоговорящих зрителей ассоциируется с Черкизовским рынком и плачевным качеством. Право слово, не судите книгу по обложке, а фильм по национальным штампам! Китайский арт-хаус делает первые робкие шаги. Медленно, но верно уходит в сторону от привычных нам боевичков средней руки с несмешными шутками и глупыми постановочными драками. Еще немного — и Китай твердо займет место в ряду мастодонтов авторского кино.
Ключевые люди:
Чжан Имоу — самый известный (скорее даже единственно известный) в мире китайский режиссер. Хорош не только в красочных фильмах о боевых искусствах и смелых воинах, но и в обволакивающей канве любовной драмы.
Фэн Сяоган — благодаря мощной драме о разрушительной стихии прогремел на весь мир.
Лоу Ё — диссидент и злобный нарушитель китайской цензуры. Крайне самобытные режиссер по меркам строгого Китая.
Ключевые фильмы для начинающих:
• «Землетрясение», реж. Фэн Сяоган.
• «Люди горы люди море», реж. Шанцзюнь Цай.
• «Под ветвями боярышника», реж. Чжан Имоу.
Место назначения: Тайвань
Ключевые слова: секс, еда, молодежь, тусовки, секс, очень много секса.
Артхаус Тайваня — это наивысшая точка кипения киноэротизма. Пожалуй, такое количество эротических сцен на квадратный сантиметр пленки не встретишь больше нигде в мире. Очень чувственное, провокационное, фантазийное и разноцветное кино, от которого крайне сложно оторваться.
Ключевые люди:
Цай Мин Лян — гордо носит статус «тайваньского Антониони». Классик, эксцентрик и эротоман.
Ли Кан Шен — эротоман номер два, которого нередко путают с номером один.
Энг Ли — расцвет его карьеры пришелся на голливудский период, однако Ли верен своим корням и периодически снимает кино о Тайване, в Тайване и при участии тайваньских актеров.
Ключевые фильмы для начинающих:
Дамы и господа, наше путешествие подошло к концу. Своевольная и самобытная Азия приоткрыла дверь в мир безграничных возможностей артхауса, но пора и честь знать. Надеемся, что в пути вас не сильно трясло и обошлось без нервных обмороков. Встретимся на борту «Пятница-Airlines»!