Лондонский кинофестиваль: король Ботсваны, поджог Парижа и женщина с хвостом

Лондонский кинофестиваль: король Ботсваны, поджог Парижа и женщина с хвостом5 октября мировой премьерой новой британской ленты «Соединенное королевство» открывается 60-й, юбилейный Лондонский кинофестиваль.

Лондонский фестиваль не относится к числу самых знаменитых и престижных. Здесь, в отличие от Канн, Венеции или Берлина, не вручают «Пальмовых ветвей», «Золотых львов» или «Серебряных медведей».

Здесь почти нет «красной дорожки», нет гламура, нет безумия папарацци.

В то же время фестиваль ни в коем случае нельзя назвать событием периферийным или провинциальным. Сам статус Лондона как мировой культурной столицы делает фестиваль притягательным как для всемирно известных звезд, так и для мировых премьер.

Тяга к звездности из года в год растет, что, наверное, в нашем медийном мире неизбежно.

Вот далеко не полный список звезд, которые приезжают в этом году в Лондон для презентации своих фильмов и для специальных встреч со зрителями: Николь Кидман, Вернер Херцог, Пол Верховен, Сигурни Уивер, Лиам Нисон, Майкл Фассбендер. Хотя и тут очевиден крен в сторону режиссеров и актеров не столько кассового, сколько «умного» кино.

Британский акцент

И все же, главный акцент, главный фокус ЛКФ — на британском кино.

У британского кино странная репутация в мире. С одной стороны, британские актеры и режиссеры — частые гости в Голливуде, некоторые давно стали его постоянными обитателями и горстями черпают «Оскары». Достаточно назвать Энтони Хопкинса, Иэна Маккелена, Даниэля Дэй-Льюиса, Майкла Кейна, Колина Ферта, Эмму Томпсон, Хелен Миррен.

Правда, нередко признание они получают в фильмах, не имеющих к Британии почти никакого отношения. Поэтому столь дорожат здесь такими британскими по теме и духу достижениями, как «Речь короля».

Есть, с другой стороны, и кино демонстративно неголливудское, некоммерческое, которое получает всемирное признание не кассой, а своими художественными достоинствами или социальным пафосом.

Лучший пример тому — 80-летний ветеран Кен Лоуч, один из избранной когорты режиссеров, дважды получавших «Золотую Пальмовую ветвь» в Канне, в том числе и в этом году за фильм «Я, Даниэль Блейк».

Поэтому ЛКФ столь целенаправленно и стремится продвигать британское кино, традиционно открывая и закрывая фестиваль именно картинами домашнего производства.

Правообладатель иллюстрации BFI Image caption В главных ролях в фильме «Соединенное королевство» британские актеры Розамунд Пайк и Дэвид Ойелоуо

«Соединенное королевство» — трудно было, наверное, найти фильм с более подходящим названием для открытия лондонского кинофорума названием.

Хотя название обманчиво. Речь в фильме идет вовсе не о Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии — официальном названии государства.

Относящаяся к 1948 году история любви короля Бечуаналенда (нынешней Ботсваны) и обычной британской женщины, обнажившая расовые и иерархические предрассудки как колониальной Англии, так и африканской монархии, лишь кажется отнесенной в далекое прошлое и отчетливо резонирует со столь болезненно переживающим кризис мультикультурализма современным западным обществом.

Закрывает фестиваль картина британца Бена Уитли «Перестрелка». Сюжетная канва ее выглядит предельно тривиально — столкновение гангстеров, торговцев оружием. Тем не менее, уникальный, ироничный, сюрреалистически-абсурдистский стиль предыдущих работ 44-летнего режиссера («Список смертников», «Раз! Два! Три! Умри!», «Высотка») заставляет ждать от новой картины не только увлекательно-захватывающего, но и умного, стильного и в высшей степени британского зрелища.

Среди других многообещающих работ из британского списка — картина Андреи Арнольд «Американская милашка». Творчество 55-летней Арнольд — лучший пример следования социально-заряженной, но вместе с тем эстетически зрелой традиции британского кино. От фильма к фильму («Грозовой перевал», «Красная дорога», «Аквариум») талант режиссера раскрывается все ярче, и неслучайно ее «Американская милашка» получила Приз жюри на Каннском фестивале этого года.

Призы, жюри и конкурсы

Традиционно, в течение многих десятилетий ЛКФ обходился без конкурса и, соответственно, без жюри и призов. Он был классическим «фестивалем фестивалей», то есть событием не столько внутрицеховым, сколько зрительским.

Здесь можно было увидеть уже успевшие прогреметь на других фестивалях, но еще не вышедшие в британский прокат яркие новинки года.

Правообладатель иллюстрации BFI Image caption «Рождение нации» — современное переосмысление одноименного классического киноэпоса 1915 года

То же самое есть и сейчас: в программе ЛКФ-2016 нашумевшая на Sundance современная версия классического фильма Дэвида Гриффита 1915 года «Рождение нации». Фильм тем более интересен, что картина Гриффита, хоть и признана шедевром мирового кино, отличается откровенным расизмом, немыслимым в наше политкорректное время.

С нетерпением ждут в Лондоне и «Сноудена» — любитель политических контроверз Оливер Стоун и на сей раз выбрал тему, которая никого не может оставить равнодушной.

Актуальным политически, но в то же время острым по форме обещает стать и «Ноктурама» француза Бертрана Бонелло. Автор провокационных «Порнографа» и «Дома терпимости» на сей раз превратил в элегантный радикальный шик историю группы террористов, пытающихся поджечь Париж.

Однако ЛКФ не удалось удержаться в бесконкурсном формате. Ведь именно конкурс и призы — главное, что привлекает к фестивалю медийный интерес.

Количество конкурсов с каждым годом растет. Если еще недавно ЛКФ обходился одним «официальным» конкурсом, теперь к нему добавился и конкурс дебютов, и конкурс документальных фильмов, и конкурс короткометражек.

Наибольшее внимание привлекает, конечно же, главный — официальный конкурс. Качество представленных на нем фильмов от года к году растет, и несколько конкурсантов этого года могли бы украсить любой самый громкий и престижный фестиваль.

Правообладатель иллюстрации BFI Image caption Изабелль Юппер сыграла главную роль в новой картине Пола Верховена «Она»

Начинавший в качестве типичного представителя европейского артхауса голландец Пол Верховен (в 1983 году он обратил на себя внимание стильным фильмом «Четвертый мужчина») в середине 80-х перебрался в Америку и стал одним из самых коммерчески успешных режиссеров Голливуда («Робот-полицейский», «Основной инстинкт», «Вспомнить все»). В своей новой работе «Она» он вновь обращается к Европе, экранизировав скандальный роман Филиппа Джиана «О!» с блестящей Изабель Юппер в главной роли.

Не меньше ожиданий и от новой работы Франсуа Озона «Франц» — стильная черно-белая лента о периоде после Первой мировой войны, уже вызывающая сравнение со знаменитой «Белой лентой» Михаэля Ханеке.

Прекрасную прессу уже успел получить после своей премьеры в Торонто фильм «Лунный свет» на практически новую для кино тему — о становлении молодого человека-гомосексуала в откровенно гомофобной афроамериканской среде в США.

А что же Россия?

Успех картины Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», завоевавшей главный приз ЛКФ 2010 года, так и остался, увы, одиночным успехом российского кино в Лондоне.

В этом году ни одной российской картины в конкурсе нет. Да и представлено российское кино на фестивале крайне скупо: всего два фильма.

Фильмы, правда, достойные и очень интересные. «Ученик» Кирилла Серебренникова стал киноверсией спектакля режиссера по пьесе Мариуса фон Майенбурга «(М)ученик», получившего пять номинаций на театральную премию «Золотая маска». Да и сам фильм тоже не остался без внимания: премьера его прошла в рамках программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля этого года, и его включили в лонг-лист фильмов-номинантов на получение премии Европейской киноакадемии.

Правообладатель иллюстрации BFI Image caption «Зоология» Ивана Твердовского — фантасмагорическая притча в духе гоголевского «Носа» о внезапно обнаружившей у себя длинный хвост женщине

Особняком стоит «Зоология» Ивана Твердовского — фантасмагорическая притча в духе гоголевского «Носа» о внезапно обнаружившей у себя длинный хвост тихой интеллигентной женщине из провинциального российского города. Картина уже была показана на фестивале «Кинотавр» в Сочи и в Карловых Варах.

Известный российский документалист Виталий Манский привез в Лондон свою новую картину «Родные» — правда, не под российским флагом. Совместное производство Латвии, Германии, Эстонии и Украины, эта работа — размышление о последствиях бурных украинских событий 2014 года. Сам уроженец Львова, режиссер отправился в поездку по своим родственникам во Львове, Одессе, Крыму и на Донбассе.

«Важный противовес упрощенному подходу как западной, так и восточной пропаганды», — так характеризует фильм программа ЛКФ.

This entry was posted in Кинофестиваль and tagged . Bookmark the <a href="http://cinemareviews.ru/londonskij-kinofestival-korol-botsvany-podzhog-parizha-i-zhenshhina-s-xvostom/" title="Permalink to Лондонский кинофестиваль: король Ботсваны, поджог Парижа и женщина с хвостом" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.