Первое, что приходит на ум, это кино не для всех. Определение звучит пафосно и притянуто за уши, но зерно истины здесь всё-таки есть.
Если верить определению большинства кинокритиков, артхаус – кинематографическая ниша, на которой удобно устроились фестивальные и авторские фильмы, то есть кино, не скупаемое кинотеатрами, расчитанными на пожевать попкорн и бездумно скоротать вечер.
Артхаус – ниша в кинематографе, на которой устроились фестивальные и авторские фильмы.
Однако всё вышесказанное не означает, что артхаус — это обязательно психоделический бред с нарезанием рыбы под дабстеп, разговорами с бобрами или высококультурной обнаженкой на три с половиной часа. Здесь в самую пору вспомнить бы о “Зелёном слонике” Светланы Басковой или “Свадебной вазе” Зено, но это далеко не эталон артхаусного кинематографа, поверьте. Скорее, художественный эпатаж и толика безумия. Дрожь берёт. Впрочем, и здесь можно поспорить.
Проблема определения заключается в том, что рамки понятия чрезмерно размыты. О принадлежности того или иного фильма к категории “артхаус” можно спорить до потери пульса. Признанная классика кино также вполне может входить в эту нишу, например, фильмы Франсуа Озона, нежно любимые прокатчиками — “8 женщин”, “В доме” — или Квентина Тарантино — “От заката до рассвета”.
Фильм, в который режиссер вложил душу, замысел, идею, художественно выверенный и не расчитанный на кассовые сборы в миллиарды долларов, есть артхаус. “Железного человека” и “Трансформеров” в связи с этим определением можно смело отнести к мейнстриму. Плохо ли это? Отнюдь.
У каждого фильма свой функционал. И если после утомительного рабочего дня в офисе в среде назойливых коллег вам не хочется размышлять о жизни и смысле зелёных штор в контексте внутреннего мира главного героя – никто вас не осудит и газеткой не шлёпнет.
Но что мешает заменить очередной голливудский блокбастер на что-нибудь легкое и незатейливое в стиле Вуди Аллена? К примеру, на “Полночь в Париже”, что, на секундочку, тоже вполне себе артхаус.
Всегда ли авторское кино тяжело для восприятия? Выходит, логичный ответ: нет.
Стоит вспомнить известную каждой девушке романтическую комедию “Влюбись в меня, если осмелишься”. Бесподобная операторская работа. Сочные краски. Музыкальная шкатулка. И игра длиною в жизнь. Сюжет легок, но при этом – не тривиален. Чувствуется любовь и выдумка в работе автора. А ведь фильм относится к категории “артхаус”.
В ту же копилочку стоит отнести и признанный шедевр французского кинематографа – “Амели”. Красно-зелёная цветовая палитра, странноватая девушка в центре сюжета и приветливый Париж. Фильм, способный поднять настроение до отметки “солнечно, без осадков” в самый ненастный день.
Так, быть может, артхаус — это кино ради самого кино? Ведь, кинематограф – прежде всего, искусство.